Медицинский Центр «Медэкс»

Консультации врачей урологов, гинекологов, гомеопатов в центре Москвы в удобное для Вас время! Продажа медицинских товаров: антиперспиранты, ионофорез, продукция AMS. Приветсвуем диллеровское сотрудничество в регионах и странах СНГ!

телефон для справок (499)250-33-43

Об отношении к гомеопатии представителей Русской Православной Церкви



Глава из книги священника Сергия Филимонова «Непредвзятый взгляд на гомеопатию»


В 1891 году Л. М. Чичагов, впоследствии – митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, сказал: «Ровно 100 лет тому назад возникла новая система лечения, называемая гомеопатией, но, несмотря на этот срок, ни представители медицинских наук, ни интеллигенция не ознакомились еще с нею настолько, чтобы иметь верное и ясное понятие, что такое гомеопатия. Люди науки даже из предубеждения не читают ни одной книги о гомеопатии, но зато нападают на нее с подозрительной яростью. В обществе привыкли понимать под словом «гомеопатия» неизмеримо малую дозу лекарства, предлагаемую в виде сахарной крупинки, но никто не говорит о системе Ганемана как о новом методе лечения, как о науке, основанной на известном принципе, на законе» [Л.l]. C тех пор прошло еще 100 лет, а слова эти не утратили своего значения. Известно, что митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов), причисленный к лику святых, до своего священства свыше десяти лет успешно занимался медицинской практикой и разработал самобытную лечебную систему. Он утверждал, «что кроме гомеопатического закона подобия не существует другого руководящего принципа действия лекарств. Некоторые системы, как, например аллопатия, применяют его безотчетно, инстинктивно, не желая вникнуть в причину своих действий и объясняя все лишь опытом, но, положительно, это упрямство с предвзятою целью». Медицинская деятельность Чичагова сопровождалась яростной критикой, клеветой, и преследованиями, какие испытывал и основатель гомеопатии [Л.2].

В свете приведенных фактов интересно узнать, был ли единичным интерес к гомеопатии в истории Русской Православной Церкви, если же нет — то какими были мнения русских святых об этом направлении медицины?

В XIX веке гомеопатия переживала расцвет в России, её относили к одному из самых рациональных методов терапии. Так, например, гомеопатическими методами лечилась вся оптинская братия [Л.3].

В 80-е годы XIX века Святейшим Синодом была предложена программа преподавания в духовных семинариях основ медицины, включающая, в себя изучение основ гомеопатии. В конце столетия около тысячи священнослужителей были подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и более тысячи священников пользовались гомеопатическими лекарствами трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга [Л.4].

Из жизнеописания святителя Игнатия (Брянчанинова) и его творений известно, что он в совершенстве владел этим методом, и принимал больных в Николо-Бабаевском монастыре в течение трех лет [Л.5].

Святитель Феофан Затворник тщательно изучал медицину и прекрасно владел гомеопатическим методом. Рекомендовал он гомеопатию и тем, кто обращался к нему за советом. Вот что он пишет в одном из писем: «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, ощутительное оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!» [Л.6].

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) из Спасо-Елеазаровой пустыни, также прибегал к гомеопатическим лекарствам, давая больным капли и крупинки, и многих вылечивал от серьезных и трудных заболеваний. Он и сам любил гомеопатию, и лечился ею. Его духовными чадами были Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и Преосвященный Иннокентий [Л.7].

Старец иеросхимонах Серафим (Вырицкий), бывший духовником митрополита Серафима (Чичагова) и многих блестящих ученых мужей России» таких как И. П. Павлов, М. И. Граменицкий (один из создателей современной фармакологической школы), В. А. Фон (физик), Л. А. Орбели (биолог, последователь И. П. Павлова), благословлял лечиться у гомеопатов, среди которых было много его духовных чад. Один из них — известный во всей России профессор-гомеопат С. С. Фаворский [Л.8].

Эксперименты, начатые уже в XX веке академиком Н.П. Кравковым, подтвердили многие положения, высказанные основателем гомеопатии. Кравкову удалось уловить биологические реакции при воздействии на клетку раствором вещества концентрации 10-12 и 10-32 степени. Он же нашел двухфазность действия ядов, которые в больших концентрациях сужали сосуды, а в малых дозах — расширяли их [Л.6].

В своем труде «Медицинские беседы» митрополит Серафим (Чичагов) поместил слова Клода Бернара: «Если встречаются факты, противоречащие теории, то нужно опровергнуть теорию и принять факты».

Однако следует отметить, что в настоящее время и в медицине, и в православной среде встречается настороженное отношение к гомеопатическому методу. Причиной тому является недостаточная изученность механизмов действия гомеопатических препаратов, а также использование гомеопатии «целителями», экстрасенсами и оккультистами. Кроме того, существует взгляд на гомеопатию как на; суггестивный (т. е. внушающий) метод воздействия, использующий эффект плацебо.

Здесь уместно вспомнить слова святителя Феофана Затворника, который писал: «Магнетизм у вас считают делом нечистой силы. Полагая же, что магнетизм участвует в гомеопатии, и сию к тому же разряду относят. Это несправедливо. При составлении гомеопатических препаратов магнетизм не участвует. Тут все делается открыто и просто, и всем видно, как все бывает. Никакой скрытой силы тут предполагать не следует. Можете лечиться и не лечиться гомеопатиею, но никто так думать о ней не должен» [Л.9].

Благословляют врачей и болящих к применению гомеопатии духовники и старцы нашего времени, такие как митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) и другие. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в «Слове о малом доброделании» говорит: «Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарств, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни…» [Л.2].

В заключение приведем высказывание, которое, как нам кажется, точно отражает и сущность гомеопатии, и отношение к ней русских святых. Так, 17 октября 1892 года на открытии и освящении гомеопатической аптеки в Санкт-Петербурге, святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и безчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения Своего, Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство Причащения крестного Тела и Крови Своей, соединенных с Божеством. Значит, в Самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества!» [Л.2].

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/homeopathy/Main.htm



Назад в раздел